Народно-христианский праздник восточных славян, известный с древних времен. С распространением христианства был приурочен к первому воскресенью после Пасхи – началу Радоницкой недели.
Красная горка символизирует встречу окончательного прихода весны. Это праздник веселья, хороводов, когда проводились многочисленные балаганы и торжества. Помимо всего прочего, он символизирует встречу парней и девушек, сродни тому, что весна – начало новой жизни для всей природы, поэтому Красная горка – это еще и первое весеннее гуляние молодых девушек. Игры и гулянья происходили на пригорках, раньше других освобождавшихся от снега, отсюда название – «красная» (то есть красивая) горка.
Красная горка была одним из самых любимых праздников в дореволюционной России. Этот день самый популярный для заключения браков, для венчания. Старинная русская пословица говорила: «Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведется».
В православной христианской традиции праздник носит название Антипасха или Фомина неделя (Фомино воскресенье). Он связывается с двумя явлениями воскресшего Иисуса Христа апостолам. В Евангелии от Иоанна говорится, что апостолы – сподвижники Христа, собрались при закрытых дверях, опасаясь иудеев. Спаситель появился между ними, пройдя затворенными дверями. Учеников охватило смущение: они подумали, что видят бестелесный дух. Но Иисус показал им руки и ноги и ребра Свои, чтобы победить их неверие в телесное воскресение Христа. Раны от гвоздей на них убедили их, что это то же тело, которое было распято на кресте.
Один из апостолов, Фома, отсутствовал при первом явлении воскресшего Иисуса ученикам. Апостолы, которых встретил Фома, с радостью возвестили ему о Воскресении Спасителя. Фома, как поначалу и они сами, усомнился в этом. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю», – сказал он товарищам. Однако новое явление Христа между апостолов убедило его в реальности Воскресения.