Информационная безопасность в виртуальном мире

В материалах модуля предложен обеспеченности нормативно-правовыми актами вопросов защиты от угроз информационного воздействия. Рассматриваются системы информационной безопасности образовательной организации на каждом уровне. Предложены подходы к определению возможных угроз информационной безопасности для разных видов информационно-учебной деятельности и Проектированию технологической карты инфобезопасной образовательной среды школьника.


Особенности формирования идентичности личности в поликультурной среде в контексте приоритетов ФГОС

В материалах дистанционного модуля рассматриваются задачи формирования гражданской идентичности в контексте приоритетов ФГОС, предложены подходы и механизмы использования ресурсного потенциала учебных предметов в формировании гражданской идентичности, а т.ж. организации внеурочной деятельности, направленной на формирование гражданской идентичности личности.

Учебный материал модуля предназначен для ресурсного обеспечения тематических разделов программ курсов повышения квалификации, посвященных проблеме формирования гражданской идентичности обучающихся в рамках образовательного процесса современной школы. Его содержание рассчитано на различные категории педагогических работников учреждений общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования, заместителей директоров школ по воспитательной работе.


Проблемы формирования этнокультурной толерантности в современном обществе

Этнические группы: титульные этносы и малые этнические группы.  Понятийный аппарат и критерии, используемые науками, изучающими эволюцию и взаимоотношения социальных групп, объединенных по этнокультурному и национальному признаку. Понятия расы, племени, народа, народности, этноса. Градация малых этнических групп: национальные меньшинства, диаспоры, разделенные народы. Проблема этнической самоидентификации, условия причисления личности к той или иной этнической группе.

Понятия миграционных процессов и особенности адаптации этнических групп. Основные механизмы взаимодействия и взаимовлияния этносов в современном мире. Этноцентризм как защитная модель поведения этноса в условиях меняющегося общества. Аккультурация, как оптимальная модель взаимообмена и диалога культур в современном многонациональном обществе.

Положительные и отрицательные стороны глобализации: сближение этносов в рамках единых экономического и культурного пространств и  унификация отдельных этносов.

Поведенческие особенности малых этнических групп и понятие национального менталитета. Понятия национального самосознания, национальных интересов, национальной гордости, национальной культуры в контексте поведенческих особенностей.  Проблема сохранения и модификаций национально психологических особенностей этнических групп в современно обществе и неизбежная  конкуренции между различными нациями.

Понятие толерантности как готовности к межкультурному диалогу. Понятие ксенофобии, предпосылки и проявления.

Педагогические аспекты формирования этнокультурной толерантности. Понятия индивидуальных и групповых субъектов воспитания. Воспитание этнокультурной толерантности и работа с инофонами. Отечественный и зарубежный опыт  билингвального (двуязычное) обучения в методике воспитания толерантности,  как готовности к межкультурному общению.

Анализ материалов СМИ по проблеме межнациональных отношений.


Воспитание и социализация. Функции воспитания по управлению процессом социализации личности

В материалах дистанционного модуля раскрыто значение понятий «воспитание», «социализация», «личность», «социально-успешная личность». Социализация и воспитание молодого поколения рассматриваются в единстве с закономерностями социальной действительности, с логикой функционирования и развития российского общества.
Рассмотрены проблемы взаимосвязи и различий социализации и воспитания. Обозначены принципы, ценности и механизмы социального воспитания и социализации. Отмечены основные этапы и агенты социализации.
Показано влияние институтов социального воспитания на социализацию личности. Роль воспитания в процессе обучения. Приоритетные функции воспитания. Приоритет развития актуальных и потенциальных возможностей личности, ее способностей и потребностей, готовности к самопознанию, самореализации. Воспитание как процесс управляемой социализации. Социальное проектирование. Механизмы формирование социально-успешной личности.


Организация внеурочной деятельности по курсу ОРКСЭ

В модуле говорится о том, что население Российской Фдерации многонациональное и многоконфессиональное. Изучение курса ОРКСЭ нацелено на обеспечение духовно-нравственного воспитания учащихся, становление их гражданской идентичности, овладение духовными ценностями и культурой народов России.
Представленный материал объясняет различие между преподаванием религиозных культур и обучением религии (религиозным образованием). Сделан акцент на методах и способах формирования и развития профессиональных и общепедагогических компетенций педагога, необходимых для преподавания курса ОРКСЭ.
Организация внеурочной деятельности включает разнообразные формы, виды и методы работы. Использование ИКТ в организации занятий по курсу ОРКСЭ. Работа с родителями и привлечение их к совместной деятельности с детьми в рамках изучения курса ОРКСЭ.


Основы мировых религиозных культур

В дистанционном модуле содержатся сведения об основных традиционных мировых религиях, истории их происхождения. Особенности культуры традиционных религий. Национальные и культурные особенности различных народов, проповедующих мировые религии на территории нашей страны. Цель и задачи изучения основ мировых религиозных культур.
Раскрываются понятия «культура», «толерантность», «ксенофобия». Толерантность как основа конструктивного взаимодействия между представителями различных верований. Социальное прогнозирование, пути и средства преодоления настроений ксенофобии в массовом сознании российского общества. Нормативно-правовая основа регулирования межнациональных отношений.


Проектирование методики изучения военно-исторического прошлого в контексте духовно-нравственного и патриотического воспитания учащихся

Дистанционный модуль содержит сведения о нормативно-правовой базе, регулирующей организацию урочной и внеурочной деятельности по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи. Проблемы национальной безопасности. Раскрыты понятия «патриотизм», «национальная гордость», «национальная самоидентичность», «нравственность», «самопожертвование», «справедливость», «милосердие».
В модуле говорится о том, что основой, определяющей смысл и ценность человеческой жизни, является осознание молодежью своей исторической и духовной принадлежности к Отечеству. В этом огромную роль играет изучение культурного наследия через приобщение к героической литературе, кино, живописи, музыке.
В модуле представлены методики, позволяющие в доступной форме получить необходимые знания по данному направлению и осознать глубину и значение героического прошлого нашей страны, а также понять важность мирного сосуществования людей на планете. Даны сведения об опасности экстремистских настроений и проявлениях агрессии. Отмечены роль и значение семьи в сохранении и передаче героического прошлого своих предков.