Праздник Песах, иногда не совсем верно называемый еврейской Пасхой, установлен в иудаизме (традиционная религия евреев) в честь Исхода еврейского народа из Египта, означавшего их спасение от безжалостного истребления фараоном. В Израиле празднуется как семидневный праздник, один из наиболее важных в еврейском календаре.
За пределами Израиля праздник длится 8 дней, из которых первые два и заключительные два – полноценные праздники.
Согласно Библии, накануне последней из десяти казней египетских Бог повелел живущим в Египте евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью пометить дверные косяки. В ночь Бог «прошел мимо» (пасах) домов евреев и они были спасены, в остальных же домах Египта погибли все первенцы. Только после смерти всех египетских первенцев фараон позволил евреям покинуть египетский плен.
В память об этих событиях в Иерусалимском храме в древности предписывалось совершить ритуальное заклание ягненка. Мясо агнца надо было съесть в семейном кругу в ту же ночь и только в жареном виде, с опресноками (пресным хлебом) и горькими травами.
После разрушения римлянами Храма в Иерусалиме в 70 г. н.э. ритуальное заклание стало для иудеев невозможным (согласно традициям веры, оно могло производиться только в единственном для иудеев Иерусалимском храме, а он перестал существовать). Поэтому иудеи в Песах едят только опресноки. Тора (священная книг иудеев) запрещает им в течение праздника употреблять в пищу хлеб и любые другие продукты, содержащие зерновые, которые подверглись закваске.
Праздничная трапеза в вечер наступления Песаха и все ритуалы этой и последующей ночи называются седер (буквально «порядок»). Главное предписание этой церемонии – рассказывать детям об исходе из Египта. Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе и едят особые символические блюда. Остальные дни Песаха предназначены для разного рода праздничных занятий. Как правило, в эти дни не работают и не решают деловых вопросов (хотя, в принципе, это и не запрещается). Не выполняют и домашнюю работу – стирку, уборку дома и т.д. Освободившееся время используют для более глубокого изучения Торы.
Многие представители еврейской общины внесли в советское время заметный вклад в развитие Тамбовщины. Значительное их число трудилось, например, на поприще медицины. Иезекиль Моисеевич Берлин (1885–1971) с 1928 по 1950 год заведовал хирургическим отделением областной больницы, а затем организовал травматологическое отделение и руководил им более 15 лет. И.М. Берлин создал свою школу хирургического мастерства, многие его ученики успешно работали ведущими хирургами в городских и районных больницах.
Весомый вклад в развитие науки внесли ученые Тамбовского педагогического института профессора Александр Лазаревич Хайкин, Лия Соломоновна Кауфман, Израиль Яковлевич Биск, Абрам Яковлевич Киперман и др.
Тамбовское музыкальное училище в 1944 году возглавлял талантливый скрипач и дирижер, заслуженный артист РСФСР Марк Наумович Реентович. Дети Реентовича, Борис и Юлия, впоследствии также стали известными музыкантами.
Существенную роль в послевоенном промышленном развитии Тамбова сыграли директор машиностроительного завода, а впоследствии завода «Полимермаш» Илья Исаакович Даен и сменивший его на этом посту Владимир Ильич Вайнштейн, трудившийся ранее на заводе «Комсомолец». Семен Ильич Лившиц, став директором механического завода, наладил на нем производство сложного гальванического оборудования и превратил отстающее предприятие в одно из самых известных в стране.