Новруз (букв. – «Новый день) – праздник нового года, приходящийся на день весеннего равноденствия у иранских и тюркских народов. Его отмечают иранцы, азербайджанцы, татары, башкиры, чуваши, курды, узбеки, таджики, казахи, туркмены.
Новруз – древний земледельческий праздник, олицетворяющий победу животворных сил природы. Его празднование является традицией, возникшей более трех тысяч лет назад и не имеет отношения к исламу.
Новруз принято справлять в кругу родных и близких. До его наступления люди должны убрать в домах, рассчитаться с долгами. В этот день все желают друг другу благодатного и счастливого года.
Вслед за основным днем празднования Новруза (21 марта) следует еще несколько праздничных дней, когда принято ходить в гости, навещать родственников, друзей и знакомых. В праздничные дни по традиции высаживается большое количество молодых саженцев фруктовых деревьев.
Азербайджанцы приготавливают плов и различные сладости, наряжают хончу (угощения, собранные на поднос).
По обычаю, на столе должна быть пища, состоящая из семи блюд, название которых начинается с буквы «с», в том числе непременно сэмэни – пророщенная в тарелке пшеница. На стол ставят зеркало, свечи, крашеные яйца.
На улицах исполняются народные песни, устраиваются игры, петушиные бои, свое мастерство демонстрируют борцы. Вечером на улице зажигают костры. Существуют поверья, что очищающее пламя костров пожирает зло и все недуги.
У татар, таджиков, узбеков главным праздничным блюдом Новруза является сумаляк. Его готовят из проросших зерен пшеницы, которые перемалываются, а затем варятся в котле на хлопковом масле с добавлением муки в течение 20–24 часов. Сумаляк готовят с песнопениями, танцами и шутливыми припевками. По поверьям, это блюдо наделяет людей физическими и духовными силами.
Для курдов Новруз не только праздник весны и обновления, но и праздник свободы. Они связывают его с освобождением своей земли от тирании царя-деспота Захака кузнецом по имени Кава. Праздник принято встречать на природе. В этот день курды одевают новые одежды. Накануне вечером люди поднимаются на крыши домов или близлежащие возвышенности. На холмах принято разжигать костры, молодежь водит хороводы.
Азербайджанцы – один из народов тюркской группы. В современном мире проживает примерно 40-50 млн азербайджанцев.
Из них в самом Азербайджане живет менее 9 млн чел. До 28 млн азербайджанцев живут на своей исконной земле в Иранском Азербайджане (на северо-западе Ирана). Остальные азербайджанцы обосновались за пределами исторической родины: около 2,5 млн – в Турции, до 2 млн – в России, до 500 тыс. – в США, около 300 тыс. – в Грузии, значительное число – на Украине, в Казахстане, Германии, Франции. По религиозной принадлежности верующие азербайджанцы в основном мусульмане-шииты.
Древняя земля Азербайджана – одно из мест, где археологами зафиксированы следы наиболее раннего появления предков человека на территории стран СНГ. В эпоху античности, во II в. до н.э., на территории Азербайджана возникло государство, известное под названием Кавказской Албании и просуществовавшее несколько столетий. Впоследствии, в VII веке, Албания была завоевана арабами, что положило начало распространению ислама на землях Азербайджана. Позднее сюда проникают тюрки. В результате взаимодействия их с местным населением в XI–XII веках началось формирование азербайджанской нации, сложившейся к XV веку.
С IX века на территории большей части Азербайджана (Ширван) существовало государство Ширваншахов. Это богатое государство являлось центром земледелия, производства шелка и тканей, играло важную роль в международной торговле.
В первой половине XVI века оно было подчинено Персией, но в 1748 году на землях Ширвана вновь возникло самостоятельное ханство. В результате русско-персидской войны, завершившейся Гюлистанским миром 1813 года, Ширван и ряд других азербайджанских ханств были включены в состав Российской империи.
Со времен раннего средневековья в Азербайджане, в районе Баку были известны источники нефти, горючие и лечебные свойства которой использовались местным населением. В некоторых местах здесь можно наблюдать уникальное явление: природный газ, выходя на поверхность, соприкасается с воздухом, и возникают естественные факелы. Необычное явление подпитывало религиозные представления огнепоклонников, устраивавших в таких местах храмы огня. Благодаря ним, за районом Баку закрепилось название «земля огней».
А в конце XIX века район Баку стал одним из первых в мире районов промышленной нефтедобычи. Поначалу нефть часто добывали из нефтяных колодцев, отчерпывая ее ведрами. Первая нефтеразведочная скважина глубиной 21 м была пробурена на Апшеронском п-ове в 1847–48 годы – на 10 лет раньше, чем в США. Через несколько лет под Баку заработали нефтеперерабатывающие заводы. Любопытно, что в конце XIX – начале ХХ века, когда нефтедобыча в районе Баку приобрела массовый размах, сюда на временные заработки уходило немало мужиков из Тамбовской губернии.