Сурб Саркис – праздник молодых и влюбленных, отмечаемый армянами за 63 дня до Пасхи. В 2014 году приходится на 15 февраля.
Святой Саркис (320–370) – один из наиболее почитаемых святых Армянской апостольской церкви и всего армянского народа. Он жил во времена правления римского императора Константина Великого. Под влиянием проповедей полководца Саркиса многие воины принимали крещение.
В 363 году, при императоре Юлиане Отступнике, святой Саркис пострадал за Христа. До наших дней дошла легенда, объясняющая, почему святого Саркиса считают покровителем молодых влюбленных. Вернувшись с победой после очередного сражения, святой Саркис и 39 его солдат и соратников праздновали победу во дворце побежденного правителя. После обильного угощения воины отправились спать. Правитель же приказал сорока молодым женщинам тайно убить храбрых воинов. 39 женщин выполнили приказ и убили солдат и соратников Саркиса, но одна женщина, увидев лицо спящего Саркиса, безумно полюбила воина. Вместо того, чтобы убить Саркиса, она его поцеловала. Проснувшись и осознав, что произошло, Саркис оседлал своего коня, вскочил на него, посадив рядом возлюбленную, прорвался сквозь городские ворота и покинул город.
Поэтому влюбленные стали почитать святого Саркиса и видеть в нем своего покровителя и защитника.
Праздник покровителя молодых влюбленных святого Саркиса отмечают и в современной Армении. Ночью перед праздником молодые едят соленый блин и ожидают откровения во сне: какая же невеста или жених им предназначается. В этот день влюбленные дарят друг другу открытки, цветы и сладости. Церковь же призывает в эти дни усердно молиться святому Саркису.
Армянская апостольская церковь – одна из древнейших христианских церквей. Ее последователи традиционно составляют большинство среди армян. Ее глава – Католикос Всех Армян. Неофициально это течение в христианстве называют также армяно-григорианской церковью.
Армения стала первой страной в мире, принявшей христианство в качестве государственной религии. По общепринятому мнению, это произошло в 301 году. Первостепенную роль в этом сыграл святой Георгий Просветитель (ок. 240-332), ставший первым главой Армянской церкви, и царь Великой Армении Трдат III, который прежде был жесточайшим гонителем христиан.
В эпоху Средневековья, когда армянам приходилось бороться за выживание в условиях иноземного ига (сначала персидского, арабского, а затем снова персидского и турецкого), церковь стала силой, сплачивающей народ. На протяжении веков она оставалась символом армянской нации и древней армянской культуры.
Армянская апостольская церковь имеет ряд особенностей в догматике и обряде, отличающих ее как от византийско-русского православия, так и от римского католицизма.
Одной из таких особенностей является благотворительная трапеза – матах (в буквальном переводе – «поднести соль»). Она совершается как благодарность Богу за благополучный исход чего-либо (например, при выздоровлении члена семьи от тяжелой болезни). Для матаха закалывают быка, барана или домашнюю птицу. Мясо варят в воде с добавлением освященной священнослужителем соли. Затем его раздают бедным (например, мясо барана полагается раздать в семь домов, мясо петуха – в три дома) или устраивают трапезу у себя. Во время больших церковных праздников принято устраивать матах в виде общественной трапезы.
Календарь церковных праздников Армянской апостольской церкви также имеет некоторые особенности. Так, Рождество Христово отмечается верующими 6 января одновременно с Крещением, под общим названием Богоявления.
Армянские храмы имеют строгое и даже аскетичное внутреннее убранство, в них мало икон и нет иконостаса. Верующие армяне обычно не держат дома икон; в домашней молитве чаще используют Крест.
Духовным центром Армянской апостольской церкви является святой Эчмиадзин, где находится главный кафедральный собор и резиденция Католикоса Всех Армян.
Ряд армянских храмов имеется на территории Российской Федерации.