hnХыдыр Наби (Хдр Наби) – традиционный праздник курдов, зародившийся в доисламскую эпоху и имеющий некоторые общие черты с древними праздниками других индоевропейских народов. Отмечается в период с 12 по 20 февраля, в день, когда полнолуние приходится на пятницу.

Считается, что этот праздник имеет тысячелетнюю историю как праздник добра, исполнения желаний. У курдов он связан с именем пророка Хыдыр Наби (Хыдыр – собственное мужское имя; слово «наби» может быть переведено на русский язык как «связанный с небом»). Согласно поверью, ангел мечты и любви Хыдыр Наби в эти дни путешествует по земле на белом летающем коне. Он посещает в первую очередь тех, кто в прошедшем году был добр, милосерден, не совершал греха и т.д. Если Хыдыр Наби посетит дом, следующий год будет для его обитателей счастливым. Чтобы помочь ему свободно передвигаться, в этот день нельзя стирать и мыться в бане (иначе перед ним возникнет море), использовать расчески (ему преградой вырастит густой лес).

Перед праздником все проводят уборку своих жилищ. В ночь перед праздником принято наполнять мукой большую миску и выставлять ее на почетное место в доме, прикрыв тонкой шелковой тканью. По курдским поверьям, конь Хыдыр Наби должен оставить на муке свои следы. В сельской местности женщины, кроме того, рисуют жидким тестом знаки-обереги на притолоках дверей и потолочных балках внутри дома – изображения человечков, скота, точки и круги. Эти знаки воспринимаются как пожелание благополучия и процветания дому.

Вечер четверга перед праздником называется День памяти. В этот день старшие члены семьи посещают дома родных и близких, где за прошедший год кто-то ушел из жизни. Хозяин дома накрывает поминальный стол, все вспоминают умершего, служители культа читают молитвы. После этого члены семьи могут принимать участие в праздниках. Таким образом, с семьи снимается траур (этим же обрядом курды испрашивают разрешение у членов семьи усопшего разрешения на свадьбу).

В четверг вечером молодежь традиционно устраивает праздничное веселье: парни и девушки поют, играют музыку, танцуют, знакомятся друг с другом, затевают различные игры.

Ранним утром в пятницу молодые девушки и женщины идут за водой к роднику. Каждая стремится прийти к роднику первой: тогда ей и ее семье достанется больше счастья. Этой водой умываются и ее пьют все члены семьи. Существует также обычай, напоминающий русское колядование: подростки ходят по домам и поют традиционные песни, за что получают подарки – фрукты и сладости.

eto-interesno

kurdyКурды – древний народ, относящийся к иранской языковой группе. Их численность в современном мире составляет, по разным оценкам, от 30 до 38 млн чел. Большая часть курдов исторически проживает в Курдистане – территории, охватывающей смежные районы восточной Турции, северного Ирака, северо-западного Ирана и частично Сирии. Собственной государственности курды не имеют, хотя на протяжении многих веков борются за ее создание. Более 2,5 млн курдов разбросано по другим странам¸ в том числе – в Западной Европе (особенно в Германии), Армении, Азербайджане, России, Грузии, США. Во многих из этих государств имеются мощные и организованные курдские общины.

В большинстве своем курды исповедуют ислам (преимущественно суннитского толка). Отдельную этноконфессиональную группу составляют езиды – последователи религии езидизма. Этнически они принадлежат к курдам, но отличаются от них религиозными верованиями.

Культура курдов складывалась под влиянием традиционного образа жизни, связанного с полукочевым земледелием. Излюбленный вид народного творчества – песня. Наиболее распространены массовые песни, но исполняются и сольные. Музыкой и песнями сопровождаются и народные курдские танцы, преимущественно групповые, типа хороводных танцев.

Особенностью свадебных обычаев курдов является заключение родителями предварительного договора о предстоящей женитьбе в возрасте, когда сыну (дочери) исполняется 6–7 лет. По достижении 13–14 лет происходит подтверждение договоренности. За невесту нередко выплачивается выкуп (калым), который включает, кроме денег, украшения, одежду, продукты для свадебного стола. После обручения девушке предписывалось  особо скромное поведение (например, запрещалось громко смеяться, перед выходом из дома полагалось закрывать лицо платком, хотя в иных ситуациях курдские женщины этого не делают).

Согласно данным переписи 2010 года, в Российской Федерации насчитывалось 40,5 тыс. езидов и 21,8 тыс. курдов. В дореволюционной Российской империи курды проживали в основном в Закавказье. Однако в 1937 году значительная часть курдов Азербайджана и Армении, а в 1944 году Грузии подверглись выселению в Казахстан и Среднюю Азию. В 1960-70-е годы они стали возвращаться оттуда, обосновываясь на жительство в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области, в Центральной России. В 1990-е в связи с осложнением ситуации сюда начали переселяться и курды из республик Закавказья.

Образование курдской общины на Тамбовщине также относится к 90-м годам. По переписи 2010 года в области проживало более 1800 езидов (0,07% населения области, 10-е место по численности среди этнических групп) и свыше 700 курдов. Местная курдская община живет насыщенной внутренней жизнью – организует праздники, собрания. Ее лидер – крупный деятель строительного бизнеса региона Джамал Чатоевич Шамоян (р. 1952).