(для учащихся 6-7 класса)
Автор: Нистратова Антонина Григорьевна, учитель истории и обществознания филиала МБОУ Сосновская СОШ №1 в с. Отъяссы
Цель: воспитание толерантной личности.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с понятиями «толерантность», «интолерантность».
2. Показать, что толерантность не покорное терпение, а активная нравственная позиция и готовность позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, национальной, религиозной или социальной среды.
3. Развивать способность смотреть на мир одновременно с двух точек зрения – своей собственной и другого человека
4. Учить противостоянию нетерпимости, насилию и экстремизму.
Оборудование:
1. Высказывания («Все разные, все равные», «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!»)
2. Карточки с приветствиями
3. «Волшебная палочка»
Ход занятия.
В начале нашего занятия я расскажу вам притчу.
Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоящей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек. Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь.
Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же, как он, бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но, оказалось, он видел там внутри коробочки совсем другое. Как так?
– Ты просто смотрел с другой стороны, – был ответ.
Учитель:
– Почему, глядя в одну коробочку, люди видели там разные вещи?
– Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды?
Выслушав высказывая детей, учитель делает вывод:
Все люди разные. У нас могут быть разными не только внешность, возраст, социальный опыт, но и нравственные ценности. Мы видим то, что хотим видеть, мы хотим видеть то, к чему привыкли.
Ученик читает притчу «Рассказ об имени винограда»:
Вот как непонимание порой
Способно дружбу подменить враждой,
Как может злобу породить в сердцах
Одно и то ж на разных языках.
Шли вместе турок, перс, араб и грек.
И вот какой-то добрый человек
Приятелям монету подарил
И тем раздор меж ними заварил.
Вот перс тогда другим сказал: “Пойдем
На рынок и ангур приобретем!”
“Врешь, плут,- в сердцах прервал его араб,-
Я не хочу ангур! Хочу эйнаб!”
А турок перебил их: “Что за шум,
Друзья мои? Не лучше ли изюм?”
“Что вы за люди:! -грек воскликнул им.-
Стафиль давайте купим и съедим!”
И так они в решении сошлись,
Но, не поняв друг друга, подрались.
Не знали, называя виноград,
Что об одном и том же говорят.
Невежество в них злобу разожгло,
Ущерб зубам и ребрам нанесло.
О, если б стоязычный с ними был,
Он их одним бы словом помирил.
“На ваши деньги,- он сказал бы им,-
Куплю, что нужно всем вам четверым,
Монету вашу я учетверю
И снова мир меж вами водворю!
Учетверю, хоть и не разделю,
Желаемое полностью куплю!
Слова несведущих несут войну,
Мои ж – единство, мир и тишину”.
Учитель: В чем смысл данной притчи?
Вывод: люди по- разному воспринимают одни и те же вещи, явления, потому часто не понимают друг друга, мы не можем договариваться между собой.
В современной российской реальности мы постоянно сталкиваемся с теми или иными моделями поведения. К сожалению, в последнее время, доминирует агрессивность, нетерпимость, стремление с помощью насилия добиться решения ближних целей. Противостоять этому может поведение, основанное на толерантности.
16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности. «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».
Понимание толерантности в разных языках неоднозначно.
В английском – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь».
Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов».
В китайском языке быть толерантным – значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».
В арабском языке толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим».
В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».
Слово «толерантность» чаще всего переводится как «терпимость». Это – способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности.
Мы постараемся сегодня помочь участникам понять, что «отличающийся» не значит «плохой», «другой» не значит «чужой». Мы будем учиться справляться со своими чувствами и страхами, недоброжелательством и предубеждением по поводу тех, кто отличается от нас и осознавать «красоту различий». Для этого попробуем вначале поприветствовать друг друга иначе, не так, как принято у нас.
Участники получают карточки с приветствиями из разных стран:
- сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
- потереться носами (Новая Зеландия);
- пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
- крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)
- показать язык (Тибет);
- очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
- обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Франция).
Участники расходятся по комнате и приветствуют друг друга способом, указанным на карточке.
Обсуждение:
– понравилась ли вам игра?
– попробуйте догадаться, из каких стран происходят ваши приветствия;
– было ли трудно здороваться каким-то способом?
– показались ли какие-то из приветствий смешными?
– как бы отреагировали люди из этих стран на ваши приветствия?
– какую роль играют приветствия в нашей жизни?
Учитель:
– А сейчас проведем черту посреди комнаты. Встаньте на этой черте. Теперь пусть все высокие перейдут в правую половину комнаты, а все низкие – в левую.
(Сомнения тех детей, которые не знают, куда им встать игнорируются)
– Повторим ту же процедуру, разделим, тех, кто учится хорошо и тех, кто учится плохо.
– Теперь по одну сторону станьте веселые, по другую – грустные.
Учитель:
– Легко ли разделить людей по какому – то признаку?
– Какой вывод можно сделать из данной ситуации?
Обсуждение подводится к мысли, что обычно бывает невозможно разделить людей на группы по какому-то признаку.
Нет «высоких и низких», «веселых и скучных», «плохих и хороших», «красивых и некрасивых». Все зависит от ситуации, времени, вкусов и т.д. Например, русский писатель XIX в. Н. Чернышевский писал: «С точки зрения крестьянина красивой можно считать женщину здоровую, цветущую и упитанную. В дворянской гостиной совсем иные критерии. Аристократка красива, когда она бледна, тонка и всем своим обликом напоминает о духовном». Наклеивание «ярлыков» часто мешает общению и сотрудничеству.
Учитель: Издавна представители одной этнической группы воспринимали своих сородичей как носителей уникальных природных, психологических и культурных качеств. Это ощущение знакомо нам по известным словам Маугли: «Мы с тобой одной крови, ты и я…». Люди одной национальности склонны видеть в своих сородичах лучшие качества. В то же время инородцы выглядят полной противоположностью. В них видятся множество отрицательных свойств. Уже в древности формировалась установка «мы» и «они». Греки и римляне оценивали другие народы как варваров. В результате складывались ложные и упрощенные этнические стереотипы. В нацистской Германии проводилась расистская политика. Гитлер доказывал, что во всех бедах и трудностях страны виновны евреи и их надо уничтожать. Славянским народам тоже готовилась печальная участь.
В современном обществе, к сожалению, вражда и ненависть, рознь и неприятие других наций, других людей не исчезли. Понятие, связанное с проявлением нетерпимости, называется интолерантность.
Интолерантность – это:
Нацизм – крайняя форма экстремизма, основанная на национальном признаке, господство над другими нациями (фашизм).
Национализм – форма национального самосознания.
Ксенофобия – любая постоянная боязнь (ненависть) к иностранцам.
Дискриминация – ограничение в правах части населения по расовому, национальному или религиозному признакам.
Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам. Одно из тягчайших преступлений человечества.
Расизм – противоправная национальная политика, форма дискриминации, ставившая целью угнетение представителей одной расы над другой.
Учитель: кто из вас встречался в этими понятиями в СМИ, их проявлениями в жизни?
(Обмен мнениями).
Вывод: несомненно, национальное самосознание – мощный фактор человеческого самоутверждения, но уважение и признание других людей закон для всех, живущих на Земле. Это зафиксировано во Всеобщей Декларации прав человека. Ст. 1. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».
Учитель: Общество многообразно. Существуют группы людей, которые воспринимаются большинством как асоциальные. Преступники, наркоманы, алкоголики – все они, несомненно, являются «иными» в нашем обществе. Как относиться к ним? Должна ли толерантность быть безграничной, а мы терпимыми и снисходительными в таких случаях? Можно ли не замечать, равнодушно проходить мимо таких фактов?
(Дискуссия).
Вывод: принимать человека инакомыслящим, не значит соглашаться с ним во всем. Если поведение человека, его образ жизни мешают жить нормально другим людям, обществу, то с этим надо бороться, ведь толерантность – это терпимость во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры.
Рефлексия.
Учитель: давайте проверим, выработали ли мы понимание элементарных норм толерантности. Для этого поиграем в игру «Возьму с собой». (Все рассаживаются на стулья, стоящие по кругу.)
Приглашаю вас всех в путешествие на Северный полюс. Мы полетим на аэростате. Но нас ждут испытания, трудности, холод, долгие дни замкнутого пространства. Нужны надежные, выдержанные, толерантные люди. Я буду передавать волшебную палочку сидящему рядом, а он дальше по кругу. Но всякий раз, взявший палочку, должен назвать то, что он возьмет с собой на полюс. Я буду решать, возьму с собой этого человека на полюс или не возьму.
Игра продолжается до тех пор, пока участники не поймут, почему их не берут на Северный полюс. Тогда они могут «взять» с собой волю, терпение, сострадание, уважение, гуманность, понимание, открытость, чуткость,…
Подведение итогов игры.
Ученик:
Толерантность. Что это такое? –
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: “Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся”.
Толерантность – это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность – слово для живых!
Источники и ресурсы:
1. Васильева Г.Н. азбука толерантности: методическое пособие._ Тамбов: ТОИПКРО, 2008.- 34с.
2. Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М. ВАКО, 2007.- 256с. – (Педагогика. Психология. Управление)
3. Хасан Б.И., Поливанова К,Н. Методическое пособие по курсу «Общество и Я»: Пособие для учителя 5-6 классов./ Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002. – 400с.
https://tolerantnost.narod.ru/practic.html