Воскресение Христово – древнейший христианский праздник; главный праздник право-славного богослужебного года. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по кален-дарю, что делает Пасху праздником пере-ходящим.
В Новом завете говорится о том, что на третий день после распятия Иисус Христос воскрес из мертвых. Он вышел из гроба, невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб. Вдруг сделалось землетрясение и небес сошел Ангел, который отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нем. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стоявшие на страже
у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались.
Согласно Евангелиям, первыми, кто узнал о воскресении, были женщины: Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие, которые пришли к месту погребения помазать тело Его миррой
(благовонным маслом). Им было явление Ангелов, которые сказали о Воскресении Иисуса и велели передать ученикам. После воскрешения Иисус, как это описано в Евангелиях, являлся ученикам и совершал
чудеса, наставляя апостолов проповедовать христианство.
Пасхальная служба начинается в полночь с субботы на воскресенье; вся она исполнена духовной радости и ликования. Вся она – торжественный гимн Светлому Христову Воскресению, примирению Бога и челове-ка, победе жизни над смертью.
Вопрос единого дня празднования Пасхи для христианского мира был поставлен императором Константином Великим на созванном в325 году соборе епископов в Никее, впоследствии названным Вселенским. Было постановлено праздновать христианскую Пасху так, как её праздно-вали в то время в большинстве церквей: «в Риме и Африке, во всей Италии, Египте, Испании, Галлии, Британии, Ливии, в целой Элладе, в эпархии азийской, понтийской и киликийской», а именно – строго после иудейской Пасхи – 14 нисана(полнолуние) и всегда в воскресенье.
Языческая пасха в России
В Пасхе, как и во многих других христианских праздниках получили распространение и языческие обычаи – свойственные той культуре, на которую ложилась христианская традиция
Во многих местах на Пасху, зажигали пасхальные костры, с которыми вплоть до рубежа XIX – XX вв. связывались совершенно языческие представления. Например, пасхальные огни, знаменующие победу жизни над тьмой и смертью, местами зажигали не только возле церкви, но и – «как встарь» – по холмам вокруг села, на берегах рек или на деревенской площади; и разводили их обычно с помощью «живого» огня, добываемого трением из очень сухого дерева («бо в сухому деревi нечиста сила ховаеться»).
Другой пример – «кануннички» – маленькие кувшинчики с медом, которые вместе с большими свечами ставились в первый день Пасхи на стол перед образами для поминовения умерших: «бабы при этом рассуждали так, что, все, мол, главные боги (образа) здесь налицо, и если им зажечь по свечке каждому, то они сразу как начнут молиться за покойничка, так уж непременно вымолят для него у Господа прощение». Правда, духовенство строго запрещало такие «кануннички», и потому со временем они вышли из употребления.
Также на Пасху ставили большие качели… Когда-то качание на качелях имело ритуальный смысл – считалось, что оно (как и всякое действие, изображающее «подъем») стимулирует плодородные силы, благотворно влияет и на урожай, и на появление потомства у людей и животных. Именно поэтому на качелях чаще всего качались с Пасхи до Троицы, т.е. во время роста хлебов и формирования новых брачных пар. Представление о том, что качели помогают быстрее вступить в брак, сохранилось, в частности, в песнях и частушках, которые распевались во время качания: («На Святой неделюшке / Повесили качелюшки, / Сначала покачаешься, / Потом и повенчаешься», «На горе стоят качели, / Пойду покачаюся. / Нынче лето отгуляю, / Зимой повенчаюся» и т.д.
Пасхальные качели на севере России
Республика Коми
На Пасху сооружались огромные качели («гычан», «гытсан») на открытом воздухе. По традиции пасхальные качели воздвигались неженатыми парнями накануне Светлого Воскресенья (Ыджыд Лун) до рассвета, чтобы никто не видел. Место для качелей выбирали в центре села – около церкви, либо за селом – на лугу. Часто в одном селе устанавливали до десяти качелей. Ставили качели даже в тундре. На больших пасхальных качелях разрешалось качаться только неженатой молодежи старше 16 лет, причем только с полудня и до наступления сумерек.
Дети качались на веревочных качелях, которые вешались в домах еще на Масленицу. На больших качелях молодежь качалась по очереди. У летских коми качающимся давали пару лаптей, которые выбрасывались в толпу, кто ловил лапти тот и качался следующим. На одной доске размещалось до десяти человек одновременно: девушки рассаживались на доске, а два парня становились по краям доски. Девушки, сойдя с качелей, должны были поблагодарить парней поцелуем словами: «Христос Воскрес!». У вымских и печорских коми девушек не отпускали с качелей до тех пор, пока она не назовет окружающим имя своего возлюбленного. Если девушка не хотела называть своего будущего супруга, ее раскачивали сильнее. У ижемских и интинских коми качались парами – парень с девушкой, которые должны были поцеловаться поднявшись на качелях как можно выше над землей. У летских коми качели устанавливались возле стога сена, куда и прыгали с качелей. У вычегодских коми качели ставили к началу ледохода, когда на берегу устраивались поминки по всем умершим в течение года. Вечером Светлого Воскресения качели разбирались. А разбиравшим качели приносили в дар крашеные пасхальные яйца.
Пасхальный заяц
Пасхальный заяц (кролик) — пасхальный символ в культуре некоторых стран Западной Европы и США. Символ имеет языческие корни, восходя к праздникам, посвящённым плодородию и весне. Про языческие корни можно сказать ещё по тому факту, что евреям запрещалось употреблять в пищу Зайца, в Библии Левит 11:4-8 сказано: «Из тех, кто жуёт жвачку и у кого раздвоено копыто, вам нельзя есть только этих: верблюда, потому что он жуёт жвачку, но у него не раздвоено копыто, он нечист для вас; скалистого дамана, потому что он жуёт жвачку, но у него не раздвоено копыто, он нечист для вас; зайца, потому что он жуёт жвачку, но у него нет раздвоенного копыта, он нечист для вас; и свинью, потому что у неё раздвоено копыто и на копыте есть щель, но она не жуёт жвачку, она нечиста для вас. Не ешьте их мяса и не прикасайтесь к их трупам. Они нечисты для вас». Поэтому заяц не мог быть использован при праздновании Пасхи.
По немецкой традиции пасхальный заяц на праздник оставляет в подарок хорошим детям гнездо с разноцветными яйцами. Дети сами делали заветное гнездо в тайном месте, часто из своих шляп. Корзинка, как символ, появилась позже. Немцы говорят, что традиция эта возникла в XIX веке. Возникли поверья: в Гессене яйца несла лиса, в Саксонии — петух, в Эльзасе — аист, в Баварии — кукушка. Тогда же начал «нести яйца» и заяц. Постепенно он вытеснил всех своих «конкурентов» и утвердился по всей Германии.
В Соединённые Штаты Америки традиция была завезена немецкими иммигрантами в начале XVIII века, широкое распространение получила после Гражданской войны в США.
Пасхальные зайцы, предназначенные для еды, изготавливаются из марципана или шоколада.
Музей пасхального зайца
Недавно в баварской столице Мюнхене закрылся по причине смерти его хозяев единственный в мире музей пасхальных зайцев, основанный в 1991 году Манфредом Клауда. Этот частный музей, пользовавшийся популярностью среди детей и взрослых, заслуженно был занесен в книгу рекордов Гиннесса. Посмотреть на собрание длинноухих зверьков, издавна ставших в Германии главным персонажем и атрибутом Пасхи, приходили и стар и млад. Во все времена года в залах музея было немало посетителей, а в дни пасхальных каникул детвора выстраивала к нему очередь. У стеклянных витрин с застывшими в театральных позах сотнями игрушечных зайцев можно было встретить немало наивных детей, верящих в то, что именно зайцы один раз в году «высиживают» на Пасху разноцветные яйца и затем прячут их в траве среди нарциссов, называемых немцами «пасхальными колокольчиками».
В оригинальном музее были представлены старинные фигурки зайцев баварских и австрийских мастеров, изготовленных в середине ХIХ-го века из дерева, металла, папье-маше, фарфора, сахара, шоколада, воска, плюша. Привлекательно выглядели и тематические композиции: зайцы в школе, на работах в саду и кондитерских цехах. С давних времен к празднику Пасхи сельские жители готовили коврижки в виде фигурки зайца с запеченным внутри яйцом. В позапрошлом веке большой популярностью в народе пользовался и так называемый «яичный заяц», выпеченный из дрожжевого теста и держащий расписное яичко. Попутно отметим, что в Баварии к пасхальным дням в кондитерских из сладкого теста выпекают целые заячьи выводки. Продавцы декоративно оформляют в магазинах заячьи семейства с «мамами», «папами», «детьми», «дедушками» и «бабушками».
Популярности пасхальному зайцу добавили именно кондитеры, отливая его фигурки не только в «черном», но и «белом» шоколаде. Если верить статистике, то к Пасхе немцы покупают около десяти тысяч тонн шоколадных зайцев, завернутых в разноцветную фольгу. Это любимое лакомство немецких детей, разыскивающих зайца на Пасху среди цветов в комнате, на балконе или в саду. Детская игра «охота на пасхального зайца» давным-давно придумана взрослыми, специально прячущими в дни Пасхи для своих детей шоколодных зверьков и крашеные яйца. Своими корнями эта игра восходит к старинному народному поверью, что на праздник Пасхи зайцы «высиживают» крашеные яйца и прячут их в каких-либо укромных местах.
Впрочем, сладким атрибутом Пасхи в Германии является не только заяц. В некоторых немецких землях у него имеются и так называемые «заместители», выступающие в роли поставщиков крашеных яиц – это лиса, петух, кукушка, тетерев, журавль и аист. Однако верх среди всех этих перечисленных птиц и животных взял все-таки именно заяц. Вот уже много лет в Германии именно он – «пасхальный заяц» – является любимцем детворы и взрослых. В баварских кондитерских и сувенирных киосках можно встретить зайцев из шоколада или марципана с человеческими лицами, напоминающих своим одеянием баварские народные костюмы и роскошные одежды богатых бюргеров разных времен. В витринах магазинов выставлены подвыпившие или «окосевшие» зайцы с большими «пивными» животами и белыми баварскими сосисками вокруг шеи, зайцы – футболисты, теннисисты и т.п.
Пасхальные зайцы отражали приметы времени. Так, в том же мюнхенском музее пасхальные зайцы времен Первой мировой войны были одеты в военную униформу и носили на груди ордена, они держали военные флаги и пивные кружки, курили трубку, даже стреляли из пушки. В годы национал-социализма в Германии пасхальные зайцы приобрели черно-красные цвета. Один шустрый зайчик имел пилотку и форму отряда «гитлерюгенд», а возле него – пасхальное яичко с приветствием фюреру. Такому черногалстучному «пасхальному» зайцу со свастикой на рукаве так и хотелось пригрозить указательным пальцем и сказать по-русски: «Ну, заяц, погоди!».
Заяц как культовый персонаж и атрибут Пасхи известен у западных христиан еще в ХYI – ХYII веках. Дело в том, что в Германии Пасха является религиозным праздником, тесно переплетенным с древними языческими представлениями о наступлении весны. Немецкое название Пасхи – Остерн – происходит, по всей вероятности, от имени англосаксонской богини весны и плодородия Остеры ( Эостре), спутником которой был заяц, отличающийся, как известно, необыкновенной плодовитостью и поэтому символизирующий обновление и продолжение жизни. В честь этой богини весны и плодородия и сопровождающего ее зайца ежегодно в сельской местности устраивали весенние торжества. Из истории известно, что германские племена особо почитали богиню весны и любимого ею зверька – зайца. В старину люди замечали, как только солнце поворачивало на весну, из близлежащих лесов к деревням тянулись целые заячьи семейства. После долгой зимы корма в лесах не было, вот и выбегали косые полакомиться остатками капустных кочерыжек и мороженой морковкой с крестьянских полей. Значит, приближается Пасха, думали крестьяне, увязывая таким образом приход весны и пробуждение жизни с зайцем.
Служители мюнхенского музея пасхальных зайцев рассказывали, что в ХVII веке некий Георг.- Франк фон Франкенау написал трактат «О пасхальных яйцах», где впервые упоминает «присутствие» зайца на празднике Пасхи в Эльзасе. В церковных книгах ХIY века, когда речь идет о Пасхе, можно увидеть рисунки курицы, ягненка и зайца. Последний особенно часто встречается в литографиях и картинах ХYI столетия. В этой связи в памяти возникает известный рисунок «Заяц» великого немецкого художника Альбрехта Дюрера.
К символике католической Пасхи в Германии издавна приобщен не только заяц, но и крашеные яйца. В ХYII-ХYIII веках большим искусством считалось изготовление так называемых «стихотворных яиц». Для этого из сырого яйца выдували содержимое, а в его отверстие вставляли деревянную палочку, которую обматывали полоской бумаги с написанным на ней в стихотворной форме поздравлением. Саму скорлупу такого «поэтического» яичка покрывали витиеватым рисунком. На юге Германии были популярны и так называемые «пасхальные яйца любви». Первыми их дарили девушки своим парням, ожидая от них ответного подарка. Опытные рукодельницы сегодня вяжут зайцев и яйца из ниток и с помощью крахмала или сахара придают им объемную форму. К Пасхе маленькие дети привыкли повсеместно получать в подарок от своих крестных шоколодного зайца и впридачу к нему крашеные яйца.
И еще одна примета праздника Пасхи в Германии, тоже несвойственная православной традиции – гирляндами из игрушечных пасхальных зайцев и желто-оранжевых искусственных яиц украшены входы в магазины, кафе и рестораны. Сотни разноцветных яиц, раскачиваясь под порывами ветра, висят на зеленеющих ветках деревьев и кустарников. Кажется, сам воздух во время праздника напоен легким и сладковатым ароматом нарциссов, являющихся для немцев вместе с пасхальными зайцами символами весны, света и радости.
7 пасхальных поверий
Даже праздники надо проводить не абы как, а с умом! Наши прабабушки и прапрадедушки знали, что ежели правильно Пасху встретить и отметить, то можно беды избежать и счастья найти. И они считали обязательным…
- Мыть
На Чистый четверг нужно было очень тщательно вымыть и украсить все в доме. Потому, что до самого понедельника уже нельзя было, по примете, брать в руки метлу и тряпку. А на праздник-то все должно сиять! К тому ж, сделать генеральную уборку необходимо было до 12 ночи, поэтому тут уж помогали все, независимо от пола и возраста.
- Прятаться в доме.
«Девочка, девочка, запри все окна и двери…» Страшная присказка, возможно, родилась на Пасху. Верили, что, как отзвонят колокола крестного хода, всякая нечисть кидается бродить вокруг изб, чтобы «испортить» православных и не дать им встретить светлое утро Воскресения. Поэтому, дверь – на замок, все окна ставнями закрывали, и на улицу до рассвета старались не выходить. Да и что там делать-то? Все самое вкусное – дома!
- Желать смерти.
С другой стороны, люди не только боялись умереть в пасхальную ночь, но даже и наоборот просили об этом. А все потому, что считалось, будто всю неделю после Воскресения ворота в рай открыты, и любая душа, покинувшая наш бренный мир, могла беспрепятственно воссоединиться с праведниками. Чтобы было чем поздравить ангелов в великий праздник, в гроб к почившему клали крашеные яички.
- Учиться.
Чтобы научиться чему-то полезному, а потом с успехом применять свои знания, надо было просить Бога. Желательно, каждый день, но особенно важно сделать это на первой праздничной службе. Как провозгласит священник: «Христос воскресе!», так нужно прошептать свое желание. Да не просто так, а сказать, например: «Игла и нитки в руках!» или «Топор и рубанок в руках!» И можно потом идти учиться – все получиться! …Если долго мучиться.
- Не целоваться.
С одной стороны, надо бы христосоваться со всеми. А с другой стороны, муж и жена при всех друг друга не поздравляют и не целуются – считалось, что это к разлуке. Причем, чем больше народу увидят, тем горше расставание.
- Качаться на качелях.
«На Святой неделюшке повесили качелюшки. Сначала покачаешься, потом и повенчаешься!». В Великий пост веселье строго запрещалось, а со светлого Воскресения – приветствовалось. Но качели занимали особое место. Для детей их устраивали в каждом дворе, а для всех желающих – на главной площади. Желали, действительно, все – не только молодежь, но и почтенные сельчане да горожане. Этнографы объясняют популярность столь нехитрого развлечения тем, что оно существовало еще в языческие времена и символизировало «раскачивание» природы после зимнего сна.
- Обмануть клопов и тараканов.
Был и откровенно забавный обычай «выгонять» из избы всех клопов, да тараканов. Если зимой их еще можно было повыморозить, то уж с наступлением весны – только держись! Оставалось одно средство: после праздничной службы хозяин, придя домой, должен был спросить жену через дверь: «Чем разговляться-то будем?». Примерная супруга отвечала: «Яйцами да куличами!». После чего следовал другой вопрос: «А клопы да тараканы чем?!» И тут надо было не хихикать, а строго сказать: «Они-то?! Да хоть клопами и тараканами!» Считалось, что после такой сентенции насекомые, обладающие каким-никаким интеллектом, испугаются и убегут из дома, а не обладающие оным – возьмут да и съедят друг друг друга. Надо же разговляться-то!