Упражнение “Ранжирование ценностей толерантности”

Цель: осознание собственных ценностей толерантности.

Рекомендации по использованию методики:

Наши ценности тесно связаны с нашим самосознанием и самоуважением. Поэтому мы очень болезненно переживаем, если сами предаем важные для нас ценности, а также ощущаем себя несвободно, когда наши ценности игнорируют другие. Совершенно естественно, что различия в ценностных предпочтениях разных социальных групп легко приводят к конфликтам. Поэтому мы должны уметь говорить на важные для нас, ценностные темы и учиться находить общий язык с совершенно разными людьми, в том числе и с теми, которые отличаются от нас по мировоззрению.

В этом упражнении игроки, поделенные на четверки, должны расставить и степени значимости восемнадцать ценностей. В процессе выполнения упражнения возникает диалог между участниками, поскольку каждый высказывает свою точку зрения и отстаивает ее.

Этапы проведения:

1. Участники разбиваются на группы из четырех человек. Чтобы группы оказались подобранными по случайному принципу, попросите игроков рассчитаться на первый-четвертый. Те участники, у которых совпал номер, объединяются в одну группу.

2. Кратко расскажите о значении ценностей в жизни человека – как в личной, так и в профессиональной. Многие предприниматели обладают собственными точками зрения на те или иные вопросы и подбирают сотрудников (часто неосознанно) со схожей ценностной ориентацией. Жизненные установки отдельных членов команды имеют большое значение для общей работы. По основным вопросам должно быть достигнуто согласие, иначе опасность конфликтов увеличивается.

3. Раздайте вопросники (по одному на подгруппу). У каждой команды есть задание расположить восемнадцать предложенных ценностей в порядке убывания их значимости – но значимости не для отдельного человека, а для всей команды. Таким образом, участники будут вынуждены искать компромиссное решение в каждом случае. Какие ценности были особенно важными и допускали единственную трактовку? При обсуждении каких ценностей допускались приемлемые для всех различия? На работу командам отводится 30 минут.

4. Команду собираются вместе и представляют результаты своей работы.

Обсуждение игры:

Что в данное время является основной ценностью в моей жизни?

Насколько успешным был процесс принятия единого решения?

Какие ценности были признаны всеми членами команды? Какие из них важны для командной работы?

Почему изменяются ценности?

Как различаются ценностные установки представителей разных народов?