maslenicaМасленица – многодневный народный праздник славянских народов, посвященный проводам зимы и встрече весны. Похожие праздники существуют и у других европейских народов.

В православной христианской традиции на период времени, в который празднуется Масленица, приходится Сырная неделя (иначе – Мясопустная седьмица). Она рассматривается как составная часть приготовления к последующему Великому посту. В течение этой недели верующим разрешается есть рыбу, яйца, сыр, молочные продукты, но не мясо. При этом в среду и пятницу положена только одна трапеза, и богослужение в эти дни имеет сходство с тем, что проводится в период Великого поста. Заканчивается Мясопустная седьмица Прощеным воскресеньем.

В этот день все православные просят друг у друга прощения, чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни, и с чистым сердцем встретить Пасху. В Прощеное воскресенье в последний раз перед Великим постом можно есть скоромную пищу (но без мяса).

Сроки Сырной недели (и совпадающей с ней Масленицы) меняются в зависимости от того, когда начинается Великий пост, приуроченный, в свою очередь, к Пасхе.

В 2014 году Масленица начинается 24 февраля и завершится 2 марта.

В народной традиции Масленица приобрела характер веселого праздника, несущего на себя отпечаток традиций, не связанных с христианством. Каждый день Масленицы имел свое название: понедельник – встреча, вторник – заигрыши, среда – лакомка, четверг – разгул, перелом, широкий четверг, пятница – тещины вечерки, суббота – посиделки, воскресенье – проводы, прощанье, прощеный день.

Единого ритуала этот праздник не имел. Обычно он включал езду на лошадях, катание с гор на санях, качание на качелях, кулачные бои, взятие снежного городка, ряжение, игры, песни, пляски и др. «масленичные потехи». В городах строились ледяные горы, сооружались качели, балаганы, выступали кукольники с Петрушкой, вожаки с медведями.

В Масленицу поминали усопших, пекли для них блины – один из атрибутов поминок. В селах Тамбовской области обычно первый  блин клали родителям на помин. В то же время Масленица – праздник начала новой жизни, молодой семьи. А масленый блин – символ солнца и приближения весны.

Широкая Масленица, когда празднование приобретало особый размах, начиналась с пятницы. Молодожены ездили к родителям, родственникам. В селах Пичаевского района молодую в четверг отводили к ее родителям, а забирали в воскресенье.

В Гавриловском районе было принято крестным ходить с гостинцами к крестникам: мальчикам приносили коня, а девочкам – барыню. Холостая молодежь и молодожены катались на лошадях. Было принято в сопровождении гармонистов и ряженых водить по селу «верблюда» или «коня», которых изображали 2 накрытые торбищем мужчины, 3-й нес впереди на шесте лошадиную голову. В воскресенье провожали Маслену: возили на салазках женщину со сковородой или дровни с гармонистом. В ряде мест этот обычай сопровождался сожжением чучела, изображающего Масленицу. Стоит подчеркнуть, что этот ритуал не имеет ничего общего с христианством и не одобряется церковью.

Масленица – любимый народный праздник, ей посвящено много пословиц и поговорок.

До известной степени аналогом Масленицы являются западноевропейские и латиноамериканские карнавалы.

eto-interesno

maslenica-interesnoТрадиции тамбовской крестьянской свадьбы складывались в условиях ценностей большой семьи, с особой ролью родителей и вообще представителей старшего поколения. В целом тамбовская свадебная обрядность близка к южнорусской, но несет некоторое влияние средне-северно-русской традиции.

Долгое время в Тамбовской губернии сохранялись ранние браки, когда невесте было 15–16 лет, жениху – 18–19 лет. В Моршанском и Пичаевском районах помнят обычай «сговаривать детей», когда сговор был равносилен браку. Более поздние границы брачного возраста установились лишь во 2-й половине XIX века, особенно после введения в 1874 году всеобщей воинской повинности: жених – 24–25 лет, невеста – 18–22.

Повсеместно соблюдались брачные запреты на браки между крестными родственниками и членами их семьей, а также запреты на браки с иноверцами. Существовали сложности в получении развода и заключении повторных браков, поскольку на это требовалось согласие Синода. Поэтому среди крестьян разводы были редки. Обычай разрешал повторный брак вдовцам, имевшим малых детей, третий брак однозначно осуждался.

Способы выбора будущего супруга (супруги) определялись традицией. «Уличный кавалер», с которым могла встречаться девушка, редко становился ее мужем. Все решали родители, исходя из хозяйственного расчета. Местом «приглядывания невест» были ярмарки, особенно осенние. Специальным днем осмотра невест были день Успения Пресвятой Богородицы (15 августа старого стиля). Лучшим временем для свадьбы также являлась осень.

Традиционные свадьбы справлялись также зимою, особенно на Масленицу.

Территория, внутри которой складывались брачные отношения, была узкой, отсюда – повсеместное распространение нескольких «коренных» фамилий.

День свадьбы был отмечен приметами: снег, дождь, солнечный день сулили благополучие; ветер и непогода – неблагополучие.

Свадебные застолья сопровождались поцелуйными ритуалами, одариванием гостей и молодых, обрядовыми блюдами: каравай, каша, гусь, блинцы и пр. Повсюду соблюдались ритуалы 2-го свадебного дня: ряженые ищут невесту, устраивают обыск в доме жениха, поздравляют молодых и ведут их вместе с гостями в дом невесты.

В качестве распорядителей на свадьбе выступал дружка, которого еще называли «полковником», а также сваха – «полковница». В свиту невесты входили свахи, подружки.

До того, как универсальным свадебным женским костюмом стала «одиначка» (юбка и кофта светлых тонов) и «увал» (восковой венок с филейной фатой), в качестве обрядовой свадебной одежды использовался сарафан. Накануне брака невеста ходила в печальной одежде: темных юбке и кофте, белом переднике с черным орнаментом. Дружки и сваты повязывали полотенца через плечо.

Серьезные перемены в свадебной обрядности произошли в советское время,

в 1920-е годы начинает исчезать традиция венчания, меняется досуг молодежи. Сельские жители края в 1930-е годы часто отказывались от народного обряда и женились «самокруткой», «убегом». Послевоенные 1940–50-е годы, напротив, бы-

ли отмечены некоторым возрождением традиционной свадебной обрядности.

С 1990-х годов возвращается  традиция венчания брака.