FragmНовый год – праздник, отмечаемый многими народами в момент перехода с последнего дня года в первый день следующего года.

Жители большинства стран мира отмечают Новый год 1 января.

Наша страна, как и большая часть стран мира, живёт по григорианскому календарю (в католических странах он был введен в 1582 г., в России – в 1918 году).

В Россию обычай праздновать Новый год 1 января пришел при Петре I.  В допетровскую эпоху новолетие на Руси приходилось на другие даты. Поначалу отсчет нового года на Руси велся с 1 марта (т.н. «мартовский» год). В 1348 г.  начало года было перенесено на 1 сентября согласно установлениям Никейского церковного собора. Окончательно такой порядок утвердился на территории Русского государства с конца XV века.  При этом счет лет велся не от Рождества Христова, как в западноевропейских странах, а от сотворения мира. Поэтому, например, в летописном известии об основании крепости Тамбов мы встретим не привычную дату – 1636 год, а дату от сотворения мира – 7144 год.

Единственным содержанием праздника новолетия в допетровской России был особый торжественный молебен в присутствии царской семьи. Характер светского праздника начало нового года приобрело лишь при Петре I. Своим указом Петр повелел перейти на счет лет от Рождества Христова, что и произошло с началом 1700 года. Одновременно царь установил, что Новый год должен начинаться 1 января, как это было принято в странах Европы. В честь Нового года велено было устраивать праздничные торжества. Они сопровождались колокольным звоном и молитвами в церквях. Домовладельцы должны были ставить перед домами и воротами для украшения хвойные деревья; каждый вечер зажигались смоляные бочки, запускались фейерверки, палили из двухсот пушек перед Кремлем. Новогодние празднества в  Москве длились целых семь дней. Так в Россию пришел обычай празднования Нового года, заимствованный из Германии.

Привнесенный Петром обычай празднования Нового года утвердился не сразу. Ни А.С. Пушкин, ни М.Ю. Лермонтов никогда в своей жизни новогодней ёлки не видели. Обычай устанавливать домашнюю елку сложился в  городской среде  (среди дворян, чиновников, представителей интеллигенции) лишь в середине XIX века. В крестьянских семьях новогоднюю елку до революции не наряжали. Связанный с Новым годом образ Деда Мороза, как мы его себе представляем, начал складываться в России только в начале ХХ века, а окончательно утвердился только во второй половине 1930-х гг. Тогда же, т.е. только в советское время  Дед Мороз  получил свою спутницу Снегурочку.

По времени Новый год близок к религиозному празднику Рождества Христова, отмечаемому Русской Православной Церковью 7 января  (по старому, дореволюционному стилю, Рождество приходилось на 25 декабря).  Поэтому в реальной жизни  эти праздники тесно переплелись. Однако для верующего населения Рождество традиционно являлось более значимым праздником, чем Новый год. Новый год до революции преимущественно был детским домашним праздником. Изменение ситуации произошло уже в советское время, когда проводилась политика борьбы с религией.

eto-interesno

Elochnye-igrushkiОбычай устанавливать и украшать на Новый год хвойное дерево (чаще всего – ель) изначально был связан с христианским праздником Рождества.

Ель – вечнозеленое дерево, что воспринималось как символ торжества наполненной верой жизни над смертью. Именно такой смысл придавался рождественской ели в протестантских землях Германии (протестантизм – одно из основных направлений в христианстве (наряду с православием и католицизмом), получившее распространение с XVI века).  Рождественскую ель здесь принято было устанавливать и украшать не только в домах, но в церквях.

На верхушке ели помещалось изображение восьмиконечной звезды как символ рождения Христа. На ветвях дерева развешивались игрушки, фонарики, сладости и гирлянды, зажигались свечи. Рядом с елкой устраивались игры  и развлечения для детей. Об этих традициях нам хорошо известно по сказке Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

В Россию обычай устанавливать в доме и украшать новогоднюю ель  перенес Петр I. При этом рождественская ель лишилась религиозного смысла, который придавался ей в протестантской Германии. Окончательно традиция украшать новогоднюю ель укоренилась в крупных городах к середине XIX века, а в провинции – и того позже.

В Тамбовской губернии стало модным наряжать ёлку и утраивать рядом с ней праздник  для детей лишь в конце XIX века. Ёлочных базаров, где продавались  готовые елочные украшения, в Тамбове не было, поэтому их делали в основном сами. На елку помещались детские игрушки и сладости (пряники, конфеты и т.д.) в яркой обертке. После праздника они доставались детям, приглашенным на елку. Подарки полагалось дарить всем приглашённым, поэтому устройство такого новогоднего развлечения могли позволить себе только более или менее обеспеченные люди (дворяне, чиновники и представители интеллигенции и т.д.).

BaratynskiiВ дворянских усадьбах было принято устраивать елки не только для дворянских детей, но и для детей крестьян и слуг. Воспоминания о такой елке оставил митрополит Вениамин (Федченков), отец которого служил управляющим имением Баратынских в усадьбе Ильиновка Тамбовской губернии. В детстве ему пришлось бывать на такой елке вместе с крестьянскими детьми: «Господа на святки устраивали своим детям елку и, вероятно, после них приглашали на нее и детей дворни с родителями, заготовив для них «гостинцы» – сласти». Чтобы довезти детей, им дали с конюшни «буланку» [т.е. лошадь буланой масти]  с санями. Звездное небо, искрящийся снег, скрип санных полозьев, вся эта красота и сейчас стоит перед моим взором, как живая. Но когда нас провели в барский зал, то я от восторга не знал, где я, не в раю ли? «Невероятно» высокие потолки, красивое убранство зала, «необыкновенные существа» – господа, такие все красивые и нарядные, все улыбаются. И среди всей этой волшебно-сказочной прелести еще огромная елка до потолка: с зажженными, мерцающими свечами, серебристыми нитями, со звездами, игрушками, сластями. Кажется, я и спал еще в очаровании, больше уже никогда не повторившемся в такой яркой силе красоты».

В советское время, с 1929 по 1935 гг., власть запрещала устройство новогодних елок, считая это отголоском дореволюционного  быта. Однако затем ситуация изменилась.  Обычными  стали массовые новогодние праздники в школах, детских учреждениях. С 1937 года был налажен фабричный выпуск новогодних украшений из картона, стекла, ваты. Среди них были не только хрупкие шары, шишки, сосульки, изображения забавных зверушек, но и символы советского времени – ракеты, дирижабли, серпы и молоты,  автомобили, фигурки космонавтов и т.д. В 30-е годы был выпущен даже комплект елочных шаров с портретами руководителей Коммунистической партии и Советского государства. В 1947 году день 1 января был объявлен нерабочим (ранее, с 1930 года он считался обычным рабочим днем).

El-LeninaНовогодние ели появились на улицах городов, в том числе – на Ленинской площади Тамбова.